«Здравствуйте, нам дали ваш номер и сказали, что вы можете помочь убрать у ребенка страх перед собаками. Наш сын очень боится собак». Прислала мне сообщение мама мальчика 7 лет.
Центр дрессировки собак проводит экскурсии для детей школьного возраста по программе «Собачья школа», но ребенок со страхом перед собаками не то что на экскурсию, он до школы спокойно не может дойти. При виде собаки мальчик прыгает в сугроб, поэтому выходить в школу нужно заранее, ведь по пути могут встретиться и четыре, и пять псов. По просьбе родителей я приезжаю к таким детям со страхом собак, но проблема в том, что мне нужно подготовиться к встрече, не видя ребенка подобрать тему для занятия сложно.
Говорят, что собака чувствует страх человека и нападает?
Решение нашлось. Я попросила маму, чтобы сын нарисовал себя и собаку и фото этого рисунка прислали мне.
По рисунку я поняла, что ребенок не понимает, что за «зверь» эта собака и зачем она нужна, мальчик тоже не понимал. На картинке не было солнца, а обычно изображение солнца и показывает настроение ребенка.
На занятие я взяла небольшую собачку породы шелти, она светлого окраса и очень любит работать с детьми – школьниками.
Пока собака оставалась в машине, мы поговорили с Никитой. Я поинтересовалась, как он чувствует свой страх и где в его теле страх «живет», он мне подробно все рассказал и показал. Никита постоянно спрашивал, где у меня собака и любопытно заглядывал, то в сумку, то в машину.
Я рассказывала ребенку, что причина страха у детей – это быстрые реакции у собаки. Ребенок не может предугадать следующий маневр у пса и поэтому испытывает страх. Но совсем другое дело, если собака выполняет команды.
Наше занятие прошло на «ура». Сначала мальчик бросал печенье псу, пытаясь «откупится», потом понял, что сначала нужно подать команду и только после исполнения собакой трюка, отдать печенье. Никита быстро понял систему дрессировки и радостно предлагал собаке запрыгнуть на скамейку, прыгнуть через небольшой забор или крутиться на месте. Радости у ребенка было море, а страх растворился в его теле и не давал о себе знать.
После занятия я тоже попросила Никиту нарисовать собаку. И его рисунок показал, что мы на верном пути. Отличное солнце с улыбкой! Мальчик получил радость на занятии. А подпись, вообще лучший комплимент!
При нашей следующей встрече я рассказала, зачем человеку нужен страх и что и от этого чувства есть большая польза. Если не бояться мороза, то можно получить обморожение, если не бояться высоты, то можно упасть и повредить ногу или руку. А если не бояться собак, то можно спровоцировать собаку на агрессию, важно контролировать страх и оценивать его размеры.
Управляемые собаки не нападают на человека, даже если он очень боится!
В практической части мы водили собаку на поводке и ребенок контролировал собаку и уводил ее с дорожки, если на ней были прохожие. Он учился нести ответственность не только за себя, но и за прохожих и за пса на поводке.
После двух занятий мне написала мама Никиты о том, что они ездили на экскурсию за город и Никита общался не только с одной собакой, а сразу с пятью!
Значит, мне удалось научить мальчика контролировать свой страх и видеть в собаках не только монстров с зубами, но и интересных и полезных друзей человека.