Миша, как маленький ураган, влетел в зал для занятий, снося все на своем пути! Он бежал на носочках, что характерно для детей с его диагнозом (у него – аутизм), переворачивал детские стульчики, ронял больших плюшевых медведей и вообще, всех наших игрушек – гигантов.
Миша, выбрав самый короткий путь, метнулся, как молния, успел схватить карточки с буквами, в тот же миг они полетели, как осенние листы сдуваемые порывом ветра на ковер.
Иногда, наши занятия начинаются вот таким образом, это называется – детская агрессия или проще – злость.
Самая большая опасность злобы, в том, что она не нуждается в нашей похвале, потому что даже наказание будет для нее похвалой. Ей достаточно изменений вокруг, которые она нанесла, завладев нами. Это, что называется, получила сладкий приз за свои деяния.
И вот, она уже ищет новые цели, для своих разрушительных действий, сопоставляя, где можно нанести наибольший ущерб и получить огромный торт с вишенкой, а не просто конфету!
Родители стесняются чувства злобы или агрессии у своих детей, а напрасно! Давайте попробуем разобраться с агрессией вместе. Я буду излагать свое видение, а вы – писать в комментариях, договорились?
Злоба нужна и важна в социуме, как один из видов мотивации.
Злость – естественное чувство, заложенное природой.
Все, без исключений, испытывали агрессию.
А теперь, давайте ответим на вопрос: ЗАЧЕМ?
Ответ прост, как истина: Чтобы изменить мир вокруг!
1. Если ребенок – злиться на маму, он хочет заставить ее поступать, как ему надо.
2. Если учитель – кричит, он злиться на учеников, потому что, хочет от них других результатов.
3. Если шеф – ругается на подчиненных, он хочет вернуть вчерашний день и переделать все по- новому.
Агрессия – сильное чувство, контролировать его – ребенку сложно. Он поддается своему эмоциональному порыву, и через мгновение, маленький человек уже в крепких лапах злости. Задача взрослых остановить ребенка, мягко взяв за руку. Возможно, он вырвет свою ручку в первый раз, значит еще раз, да и не раз, возможно пять-десять. Главное – спокойно. Помните – вы взрослый человек, не попадайтесь в крепкие лапы злости. Она очень заразна!
Ну, вот… Ваша рука дружески держит мягкую ладошку ребенка, а теперь посмотрите ему в глаза, пусть на мгновение, поймайте взгляд маленького злюки. Что в глазах у малыша? Азарт? Может быть страх перед наказанием?
Главное в этот момент знать – вы победили злость!
Вы справились с агрессией!
Вы, как рыцарь, вырвали чадо из крепких лап этого монстра!
Расскажите ребенку, как называется это чувство.
Спросите, что он хотел от мира?
Как можно по-другому достигнуть желаемого?
Почему он решил, что злиться – самый быстрый путь к цели?
В следующий раз, если вы заметите, что ребенок злиться, скажите ему об этом. Малыши легко ловят образ «злюки с лапами». Попробуйте переиграть агрессию, достигнув поставленной цели и не злясь.
Я спокойно подошла к Мише, взяла его мягкую ладошку, на секунду поймала взгляд, увидев в глазах малыша озорной огонек. Ну, что же, тоже хорошо, сейчас на занятиях мы этот огонек направим на Мишины любимые цифры.
Я села перед ним на ковер усыпанный листами-буквами и сказала:
– Знаешь, тебя посетила Злость. И нам с тобой удалось вырваться из ее лап. Сегодня ты – победитель! Давай начинать занятие!