В 2008 году, мы с мужем отдыхали на испанском побережье Средиземного моря. В Испании есть парк развлечений Порт Авентура. В один из дней отпуска мы его посетили. Весь парк разделен на сектора по тематикам разных стран. В секторе Мексика проходят интерактивные представления.
Посетители попадают в пещеру, и главный герой Индиана Джонс жестикулируя и меняя интонацию, рассказывает про свои приключения на испанском языке, он перемещается по камням среди пещерного озера и начинается огненное шоу.
Перед самой кульминацией этого представления, в пещере гаснет свет, в этот момент, чья-то детская ручка впивается с силой в мою ногу, детский голос кричит «мама» и что – то еще на испанском (а может быть на немецком), но точно не на русском и не на английском языке.
Я в материнском инстинкте наклоняюсь, чтобы взять малыша на руки, но … останавливаюсь. Я спрогнозировала, что когда включится освещение, малыш увидит не маму, а незнакомую тетю, что может вызвать у него еще больший страх.
Наконец то, включили освещение, я взяла ручку малыша и передала в мамину руку, она мне, что – то рассказывала и, наверное, благодарила. Я вежливо улыбалась и кивала головой, абсолютно ничего не понимая из сказанного мне. Мы перешли в другой зал и на следующем представлении, я нашла место, где в шаговой доступности не было деток, чтобы избежать подобных неловкостей.
Страхи у детей начинают зарождаться в возрасте трех лет. Дети взрослеют, знакомятся с окружающим миром и учатся прогнозировать и строить логические цепочки.
Моя старшая дочь любительница мультика «В поисках немо» боялась акул, мы живем на Урале и поэтому в местных озерах они не водятся.
Немного повзрослев, она поняла, что акулы не водятся в пресных водоемах, и перестала боятся купаться в озерах. Но в детском саду мальчики начали увлеченно рассказывать про зомби, готовить наборы на случай зомби апокалипсиса. Мне пришлось придумывать, что лучшая защита от этой нечисти, наш дворовый пес! Который очень чутко спит и обязательно укусит, если ночью зомби начнут свою апокалиптическую атаку.
Детский страх – это инстинкт самосохранения и детское воображение, самые сильные страхи бывают, когда у ребенка уже работает воображение, но знаний еще не достаточно. Наша с вами задача по-рассуждать вместе с ребенком.
Как он видит свой страх?
Почему в своих фантазиях он считает, что страшный объект должен действовать таким образом?
Что можно сделать, что бы «страх» поступил иначе?
Затем, обладая знаниями поделиться с ребенком, как «по правде» происходит в окружающем мире. Это не всегда просто, объяснить, что акула не живет в водоемах с пресной водой или, что зомби странно двигаются и собака точно не будет с ними играть, нужно пробовать!
И у вас обязательно получится преодолеть любые детские страхи!